Воскресенье, 15.06.2025, 22:37
Мой сайт
Главная » 2013 » Март » 16 » Мой Мир
13:04
 

Мой Мир

Записи с меткой: терапия

Сортировать: по обновлениям | по дате | по рейтингу Отображать записи: Полный текст | Заголовки

В последнее время мы часто слышим как от педиатров, так и от психологов о преимуществе музыки для детей. Конечно, это совсем неудивительно, ведь уже наши бабушки пели песни детям, чтобы успокоить их. Существуют ли какие-нибудь медицинские исследования по этому поводу?



Экскурс в историю.

ДРЕВНИЕ НАРОДЫ были первыми, кто заметил благотворное влияние музыки, как на душу, так и на тело. Они лечили психологические расстройства музыкой и старались использовать ее как обезболивающие средство в средние века… Но все эти эксперименты проводились над взрослыми.

В начале двадцатого века ученые уже могли видеть, что музыка - классическая музыка и колыбельные - являлись целительными средствами для детей, эта музыка не только развивает детей, но также делает их здоровее.
Учение решили найти научное обоснование музыкальной терапии. И первыми пациентами, которые получали лечение музыкой, были родившиеся преждевременно дети.


Что же показали исследования?

Как правило, если ребенок страдал от кислородной недостаточности в период пренатального развития, вне зависимости от того, родился ли он преждевременно или нет, деятельность ферментных клеток была занижена. После прослушивания классической музыки, деятельность детский ферментных клеток возрастала. Это показал цитохимический анализ. Врачи также измеряли кровяное давление детей, пульс, ритмичность дыхания. И они всегда наблюдали классическую реакцию адаптации: организм сам привыкал к окружающей среде, и ребенок начинал чувствовать себя лучше.

Что ж, может быть, дети реагируют подобным образом на любой звуковой раздражитель – тиканье часов, разговор? Может быть, созвучие и мелодия никак не связаны с этим?

Исследователи переключились на метроном, который отбивал тихий ритм со спокойной частотой. Дети вели себя достаточно хорошо: успокаивались и засыпали. Но цитохимический анализ четко показал: на фоне работающего метронома ферменты в клетках подавлялись.

К тому же существует доказательство факта, что рок-музыка с резко выраженным ударным ритмом является вредной для маленьких детей.

Когда родители собираются забрать своих детей из больницы, доктора рекомендуют продолжать выполнять процедуры музыкальной терапии дома, вместе с массажем, специальной гимнастикой и упражнениями в воде. Родители по-разному реагировали на эти рекомендации, некоторые из них включали музыку своим детям, некоторые – нет.

Но когда через год эти дети проходили проверку, были обнаружены интересные факты. Дети, которые постоянно слушали классическую музыку, лучше справлялись с неврологическими дефектами, чем те, чьи родители не поверили в целительную силу музыкальной терапии. Таким образом, появилась обоснованная статистика.



Какую музыку должны слушать дети?

Поразительно, беспокойные дети должны слушать мелодии со спокойным ритмом – «адажио», «анданте». Как правило, вторые части классических сонат и инструментальных концертов написаны в таком ритме. Немецкие ученые разработали основную научную литературу по этому поводу, и немецкая и венская музыка преобладали в их программах: Моцарт, Шуберт, Хайдн… Позже они добавили Вивальди и Чайковского…

К примеру, это может быть вторая часть «Короткой ночной серенады» Моцарта, «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая Дама», колыбельные.

Мелодия со словами сильнее влияет на ребенка, чем мелодия без слов. А живое пение сильнее, чем инструментальное исполнение, записанное на диск. Язык пения совсем не имеет значения, новорожденные дети могут с радостью слушать, например, колыбельную Брамса или Рождественские церковные песнопения на немецком языке.

А дети, страдающие от синдрома дистресса, которые плохо едят, а иногда даже отрывисто дышат, должны слушать музыкальные композиции в темпе «аллегро» и «аллегро модерато» Моцарта, Шуберта, Гайдна… К примеру: вальсы из балетов Чайковского «На тройке», из его «Времен года», «Весна» из «Времен года» Вивальди, а также маршевую музыку.

Процедуры музыкальной терапии также являются полезными для здоровых, нормально развивающихся детей. Их нужно успокаивать или наоборот иногда подбадривать. Это можно сделать при помощи расслабляющей или энергичной музыки.
Ни в коем случае не надевайте на ребенка наушники. Наши уши приспособлены к рассеянному звуку по природе. Недоразвитый мозг может получить слуховую травму в результате прямого звука.



Музыкальная терапия противопоказана:

1. Детям с предрасположенностью к судорогам;
2. Детям с серьезным состоянием здоровья, которое сопровождается отравлением организма;
3. Детям, страдающим от отита;
4. Детям, у кого резко повышает внутричерепное давление.

Остальное на клеточном уровне.

Теперь у родителей есть огромный выбор лекарств – они могут приобрести аудиодиски с классической музыкой в традиционном исполнении. Или диски с классической музыкой, записанной специально для детей. Такая музыка сопровождается звуком колокольчиков. Некоторым может понравиться такое сопровождение, некоторым – нет. Вы сами должны наблюдать за реакцией вашего ребенка.





Считается,
что подглядывать за спящим человеком неприлично. А между тем позы
спящего человека говорят о нём гораздо больше, чем произносимые им
слова.
Они могут свидетельствовать о состоянии здоровья и даже подсказать, к какому доктору нужно обратиться.
Шейный
остеохондроз. Сон на боку, засунув руки под подушку, — любимая поза
тех, кто страдает болью в шее. При этом голова приподнимается, шея
выравнивается с позвоночником, мышцы расслабляются.
Гипотония,
больной желудок. Свернувшись в клубок и приняв «позу зародыша», мы
быстро согреваемся, при этом часто перестаёт болеть живот. Это любимая
поза людей, которым постоянно холодно из-за низкого артериального
давления, и тех, у кого проблемы с желудком.
Мигрень. Когда спят
на спине, положив голову на край подушки, ей обеспечивается
максимальный комфорт. Это любимая поза тех, кто частенько мается
головной болью напряжения и мигренью.
Проблемы с носоглоткой. В
позе лёжа на боку, подложив руку под голову, основная часть мягкого
нёба не перекрывает носоглотку и не затрудняет дыхания через нос. Это
излюбленная поза простуженных и храпунов.
Сколиоз. Спать на животе
комфортно страдающим искривлением позвоночника и другими нарушениями
осанки. В этом положении позвоночник распрямляется, и боль в спине
ослабевает.
Энурез, почечная колика. Когда спят, подтянув колени к
груди и зажав меж них ладони, мочевой пузырь сдавливается, и человеку
легче сдержать позывы к мочеиспусканию. Эта поза приносит облегчение и
страдающим почечными коликами.
Боль в спине. Если спать на спине,
вытянувшись в линию, мышцы расправляются, расслабляются, и боль
отступает. Такая поза подходит и при позвоночной грыже.
ТИБЕТСКИЕ
ЛЕКАРИ следят за тем, чтобы молодые послушники спали только на левом
боку. В буддийских монастырях даже существует специальный надзиратель,
который следит, не перевернулся ли кто-нибудь на неправильный бок.
Восточные целители убеждены, что привычка продлевает жизнь, поскольку
уравновешивается энергия Солнца и Луны.
ФРАНЦУЗСКИЕ ПСИХОЛОГИ
рекомендуют родителям приучать детей спать на правом боку, подложив
обе руки под щеку. Есть мнение, что сомкнутые ладони снимают
возбуждение и успокаивают — не случайно во время молитвы руки держат
именно так.
БРИТАНСКИЕ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГИ рекомендуют засыпать на
правом боку, иначе нарушается процесс пищеварения. Сон на животе или
на спине пойдёт на пользу, только если вы легли спать на голодный
желудок или ужинали как минимум за 4 часа до сна.
СОН И ХАРАКТЕР
-
На спине обычно спят сильные, уверенные в себе личности. Они принимают
окружающий мир таким, как он есть, не зацикливаясь на прошлом и не
тревожась о будущем.
- В «простёртой» позе — лицом вниз, с
закинутыми выше головы руками и вытянутыми ногами, спящие как бы
защищают себя от неприятностей. Такие люди стремятся во всем быть
первыми, не любят неожиданностей и почти никогда не опаздывают.
-
Поза эмбриона говорит об уязвимости. Человек, спящий в этой позе, да
ещё обернувшись простыней, зависим от чужого мнения, боится жизни и
стремится спрятаться от трудностей и невзгод.

Дельфинотерапия как метод психотерапии


В отечественной психологической практике дельфинотерапия - новое направление, насчитывает не более 4-5 лет. Возникла необходимость теоретической и практической разработки этого метода, т.к., хотя за рубежом это направление развивается с 70-х годов 20-го века, найденная информация дает представление только о примерном направлении работы в этой области.

Проделанная работа по обоснованию и разработке дельфинотерапии как метода психотерапии дала результаты, которые легли в основу доклада.


1. Что такое дельфинотерапия?
Дельфинотерапия является альтернативным, нетрадиционным методом психотерапии, где в центре психотерапевтического процесса лежит общение человека и дельфина. Это специально организованный процесс, протекающий под наблюдением ряда специалистов: врача, ветеринара, тренера, психолога (психотерапевта, дефектолога, педагога). В психотерапии участвуют специально обученные животные, обладающие "хорошим характером". Дельфины играют с пациентами, плавают, катаются на спине, поглаживают, просят ответной ласки.

Дельфинотерапия делится на два направления:

1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов (врача, тренера, психолога, психотерапевта, педагога и т.д.) В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста (врача, психотерапевта, психолога и т.д.), где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется намеченной цели. В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - это зависит от запроса клиента и специалиста, который будет замыкать терапевтическую цепь.

Дельфинотерапию можно отнести к натуропсихотерапии, т. к. влияние природного объекта (дельфина), обладающее лечебным эффектом, выступает в качестве самостоятельного метода. Она может быть индивидуальной, групповой, семейной.

2. Лечебные факторы дельфинотерапии.


Использование дельфина обусловлено природными особенностями дельфина: сочетание уникальных физических данных и высокого интеллекта, потребность в общении, способность к межвидовому общению, использование невербальных средств общения, игровое поведение, а также особым отношением человека к дельфину: он является одним из ярких символов самого первого начала вещей, т. е. архетипичен. Это порождает сильную положительную установку. На стыке установки и реального восприятия появляется так называемый "Эффект дельфина", выступающий мощным лечебным фактором. Восприятие дельфина уже несет в себе психотерапевтический эффект. Общение с дельфином заключает в себе следующие лечебные факторы: положительные эмоции, седативный, отвлекающий, активизирующий и катарсический эффекты. Дельфин ярко демонстрирует интерес к партнеру по общению, активно взаимодействует, требует обратного ответа, привлекает к себе внимание, демонстрирует дружелюбность, искренность намерений.

3. Что может обеспечить общение с дельфином?
Общение с дельфином позволяет достичь следующего:

  • прийти к принципиальному переконструированию отношения к себе, к окружающим людям, к природе, к миру вообще;
  • вытащить человека из плена самоизоляции, стимулировать развитие интереса к внешнему миру, что становится условием к установлению, восстановлению, корректировке, оптимизации социальных отношений;
  • выступает в качестве сенсорного стимулятора, активизируя работу мозговых структур и всего организма в целом;
  • стимулировать и вербальную экспрессию, способствуя речевому и сенсомоторному развитию аутичных детей и детей со сниженным интеллектом;
  • стимулировать процесс развития личности;
  • восполнять дефицит положительных эмоций и обеспечивать поддержку детям и взрослым, переживающим одиночество или состояние дезадаптации, удовлетворять аффелятивную потребность;
  • через тактильную стимуляцию создать условия для эмоционального отреагирования;
  • создать условия для укрепления контакта ребенка с психотерапевтом
4. Как строится дельфинотерапия (на примере курса для детей).


Курс дельфинотерапии состоит из 3 этапов:

Подготовительный. Сбор анамнеза, знакомство с индивидуальными особенностями ребенка, беседа с родителями, получение запроса, совместное составление плана коррекционной работы.

Основной. Проведение коррекционной работы. В работе преимущественно используется игровой метод. Игры подбирались таким образом, чтобы содействовать решение поставленных коррекционных задач. Игра является одной из основных составляющих психического развития ребенка, и в то же время дельфины обычно отличаются повышенной игровой активностью, поэтому животные и дети играют друг с другом много и охотно. В зависимости от физических и психологических возможностей, дети играют с дельфинами в мяч /в футбол и волейбол/, общаются с дельфинами, гладят их руками и ногами, обнимают их, когда животные выходят на помост по команде тренера. Игра идет либо под наблюдением психолога, либо при непосредственном его участии. Общение с дельфинами, игра с ними совмещается с выполнением физических упражнений, направленных на развитие крупной моторики, ориентацию в пространстве, а также занимаются лепкой, рисованием, играют в кукольный театр. На занятиях также применяются различные психотерапевтические приемы.

Заключительный. Сравнение заключений специалистов: педагогов-дефектологов, специалистов по движению, детских психологов, длительно наблюдавших клиентов, до и после дельфинотерапии.

Источник: http://www.ayurvedaplus.ru/modmed/mat_2348.htm





08-12-2008 16:54

Запись удалена как спам


Сегодня мало кто из медиков станет сомневаться в эффективности лечения с помощью животных (анимотерапии). Каждый питомец, если хозяин его действительно любит, способен облегчить состояние больного, а иногда даже полностью устранить симптомы заболевания своего "старшего брата".

Единственное, что нужно помнить людям: чужие животные для анимотерапии не годятся - вы должны быть эмоционально связаны с животным, понимать друг друга, тогда результат общения вас приятно удивит.

Итак, собака. Атеросклероз, избыточный вес, стресс, болезни сердца и кровообращения, ревматизм могут оставить вас в покое, если хотя бы по полчаса два раза в день выгуливать вашего питомца (а заодно двигаться и дышать свежим воздухом). А ещё собака может быт отличной грелкой, которая к тому же "оттягивает" боль при радикулите и остеохондрозе. В слюне собаки содержится лизоцим, который защищает от бактерий и помогает заживлять раны.

Кошка тоже может быть отличной грелкой, облегчающей состояние при артрите и воспалении придатков. Поглаживание кошки по шёрстке успокаивает нервы, снижает кровяное давление и нормализует пульс, а также снимает стресс настолько хорошо, что способно облегчить "ломки" алкоголиков и наркоманов. Кошки прекрасно действуют на психику детей, избавляют капризных детей от сосредоточенности на самом себе, главное общаться как можно чаще.

Птицы (попугай, канарейка и прочие) помогают от мигреней, улучшают настроение владельцев. Общение с птичками полезно для людей, вынужденных лежать в постели, страдающим депрессиями.

Кролики, хомячки, мыши и другие "клеточно-четвероногие" облегчают состояние при болезнях суставов, помогают замкнутым и неуверенным в себе людям победить страх общения, например, детям при конфликтных ситуациях в школе.

Лошадь может быть доктором при нарушениях опорно-двигательного аппарата, атеросклерозе, черепно-мозговых травмах, простатите, при болезнях желудочно-кишечного тракта, сколиозе, полиомиелите, умственной отсталости. Общение с лошадью помогает справиться с последствиями инсультов, снижает гиперактивность и болезненную возбудимость.

Во время верховой езды человек раскачивается в трёх направлениях: влево-вправо, вперёд-назад, вверх-вниз. Это развивает подвижность, чувство равновесия, улучшает координацию движений. Улучшение гарантировано, даже если заниматься верховой ездой не меньше одного часа в неделю.

Учёные давно убедились, что ухоженный аквариум с водными обитателями в доме гарантирует своему владельцу душевное здоровье и радость. У хозяина рыб повышается интеллектуальный уровень, человек делает меньше серьёзных ошибок в жизни, стремится больше времени проводить с семьёй.

Рыбки облегчают состояние при простуде, астме, неврозах, бессоннице, нейродермите. Только рыбка рыбке рознь: вероятно, не стоит заводить акулу или пираний, а то вместо лечения можно и увечья получить. Впрочем, кому что по нраву…

Общение с ручными дельфинами помогает страдающим аутизмом. Дельфины благотворно влияют на людей, страдающими тяжёлыми депрессиями. Многие исследователи полагают, что они оказывают особое терапевтическое воздействие на разум и душевное состояние человека. Контакт с дельфинами оказывает мощное эмоциональное влияние на некоторых душевнобольных, плавание с этими животными повышает их тонус гораздо эффективнее, чем любые антидепрессанты.

Во многих американских тюрьмах осуществляется программа активной терапии с помощью домашних животных, в ходе которой агрессивные и неуравновешенные заключённые могут контактировать с разными зверушками. Животные дают заключённым возможность общаться без опаски, проявлять свою привязанность и потенциально заложенное желание позаботиться о ком-нибудь, не боясь, что тебя отвергнут. Ухаживая за слабым существом, которое полностью зависит от них, доверяет им, заключённые обретают какую-то цель в жизни. Это также часто пробуждает у них чувство собственного достоинства, чего не даёт никакая терапия.

Так, может, нам не стоит дожидаться особых жизненных обстоятельств и уже сегодня с любовью позаботиться о братьях наших меньших?!
в последнее время животных стали активно использовать и при реабилитации людей с тяжелыми заболеваниями – детский церебральный паралич (ДЦП), олигофрения, задержки психического развития, наркомания. Появились целые методики занятий с животными-терапевтами. Канистерапия – это лечение с помощью собак, иппотерапия – с помощью лошадей, а фелинотерапия – с помощью кошек. Увы, пока только 10–15% детей инвалидов имеют возможность пройти курс лечения у хвостатого терапевта. Но тем, кому удалось попасть в эти проценты, крупно повезло. Я все могу
Врачи скептически относятся к советам вроде «положите кошку на больное место – и она заберет вашу боль». Зоотерапия работает по-другому. Животные помогают человеку добиться поставленной перед ним цели, даря любовь и общение.
13-летняя Света Челнокова с диагнозом олигофрения занимается в московской группе канистерапии «Солнечный пес». Когда девочка пришла туда, у нее появилась мечта – станцевать на новогоднем празднике с собакой. Но первое время об этом не стоило и говорить: педагоги водили ребенка по залу как куклу. А ведь девочке нужно было одновременно следить за своими руками, телом, за собакой, слышать музыку и команды руководителя. Три месяца Света тренировалась, и у нее все получилось – на праздничной елке она смогла выполнить это непростое кинологическое упражнение.
Для каждого ребенка подбирают свое задание, которое он должен выполнить. Одним ребятам предлагают прятать предметы, чтобы собака искала их. Других отправляют на полосу препятствий, которую ребята должны пройти вместе с животными. Главное, чтобы ребенок смог выполнить задание. Смог доказать не только себе, но и близким, что способен.
10-летнего Петю с диагнозом ДЦП на занятиях в группе канистерапии положили между двумя собаками (эта процедура очень хорошо расслабляет). Петя лежал некоторое время неподвижно и вдруг засмеялся. Мама искренне считала, что ее ребенок дурачок и воскликнула с раздражением: «Что же ты смеешься-то?» – «От счастья!» – ответил Петя. Оказалось, что ее «дурачок» может не просто мыслить, но даже изложить свою мысль. «Если ребенок взялся за поводок – это обнадеживающий момент, потому что он начинает чувствовать себя не калекой и изгоем, а человеком, – рассказала «НИ» руководитель «Солнечного пса» Татьяна Любимова. – Вместе с собакой он уже не один, это уже команда. Причем главный в этой игре – ребенок, собака готова ему подчиняться».
На спине друга
На занятия иппотерапией приходят люди с различными заболеваниями – ДЦП, даун-синдром, задержки психического и речевого развития, последствия травм и инсультов. Когда мама привела в Московский конно-спортивный клуб инвалидов 11-летнего Вадима, он даже не мог держать голову, а через год уже начал сам ходить.
«В иппотерапии используется инстинкт самосохранения, – рассказал «НИ» главный детский реабилитолог Минздравсоцразвития РФ, профессор Евгений Лильин. – Ребенок не может даже удержать чашку в руках, а тут вдруг он оказывается на спине лошади и понимает, что если не удержится на этой спине, то упадет (хотя это, конечно, невозможно). У ребенка возникает страх, и он своими ручонками вцепляется в гриву лошади для того, чтобы не упасть. Вот когда начинается реабилитация!»
Немецкие ученые пытались создать тренажер, который бы один в один повторял колебательные движения лошади. Тренажер изобрели – но такого эффекта, как при иппотерапии, не получилось. «Общение между человеком и лошадью не менее важно, чем тренировка мышц, – считает врач-иппотерапевт Марина Асфандиярова. – Когда человек садится на такое большое животное и чувствует, что он справился со своим страхом, может подчинить себе лошадь, что он в состоянии наравне со здоровыми кататься верхом, это дает огромную уверенность в себе».
В последнее время в России набирает обороты и дельфинотерапия. Специалисты утверждают, что плавание с этими млекопитающими снимает нервное напряжение. Ее особенно рекомендуют детям, больным ДЦП, аутизмом, олигофренией. Правда, этот вид зоотерапии влетит родителям больного ребенка в копеечку – двухнедельный курс стоит не меньше тысячи долларов. Эксперты отмечают, что плавание с дельфинами превращается в последнее время в забаву для обеспеченных жителей больших городов, которые таким образом снимают вечные стрессы и получают новые ощущения. Один сеанс подобного развлечения в Москве стоит от шести до девяти тысяч рублей, а билеты раскуплены уже до февраля.
Вместо шприца – поводок
Зоотерапия включена в программу Минздравсоцразвития по реабилитации наркоманов. Правда, как рассказал «НИ» директор Института реабилитации ННЦ наркологии Росздрава Тарас Дудко, далеко не во всех реабилитационных центрах есть возможность ею заниматься. Из-за больших финансовых затрат позволить себе зоотерапию могут лишь немногие благотворительные организации или реабилитационные центры. Они, конечно, не в состоянии принять всех желающих – ведь их в стране порядка 500 тыс. «У государства пока руки до зоотерапии не дошли, – отмечает Тарас Дудко. – Поэтому мы просто советуем нашим пациентам общаться с животными. Если есть домашний питомец – то вообще хорошо. Когда человек познает счастье заботы о братьях наших меньших, он начинает быстрее идти на поправку».

И не забывайте, что прежде, чем лечится с помощью животных, необходимо убедится в том, что они полностью здоровы. Больное животное не только ухудшит ваше состояние здоровья, но и само может умереть.


Смехотерапия давно уже практикуется в западных клиниках. На одном из конгрессов Международного общества по изучению смеха (Бирмингем) приводились данные относительно раковых заболеваний.

У больных, которых регулярно смешат, выше процент излечения и лучше медицинские показатели по сравнению с контрольной группой, не говоря уже об психологическом настрое.

Смешливые люди на 40% меньше, чем угрюмые, рискуют заработать сердечно-сосудистые заболевания. Эту нешуточную разницу выявили случайно в ходе одного исследования. Похоже, мы слишком легкомысленно относимся к такому серьезному профилактическому и терапевтическому средству, как смех. Впрочем, в последние годы смехотерапия набирает обороты во всем мире.

Первую улыбку-угрозу мы скопировали у животных: примером для подражания стали угрожающий рык тигра или оскал орангутанга. А в тот момент, когда первобытный человек, защищенный каменными стенами пещеры, понял, что можно дразнить улыбкой саблезубого тигра и ему за это ничего не будет, родился смех как разрядка после опасной игры. Смех спасения - первая радость в жизни человечества.

Неприятности, болезни, неотвратимость смерти - всему этому мы можем противопоставить смех. Точнее, черный юмор, который, по мнению философа А. Бергсона, вызывает "кратковременную анестезию сердца". Острее черный юмор воспринимают дети и врачи. Для первых смерть пугающе далека, вторые, наоборот, сталкиваются с ней часто. Смех, если только он не звучит над ухом пациента, выполняет мощную психотерапевтическую функцию.

Смейтесь, когда не до смеха!

Обезболивающее действие хохота подтверждено многими исследованиями. Особенно это касается облегчения хронической боли при артрите, повреждениях позвоночника, неврологических заболеваниях... Некоторые врачи полагают, что смех провоцирует выброс в кровь эндорфинов - веществ, обладающих болеутоляющим действием.

Отшучивайтесь от вирусов!

Наша иммунная система тоже любит посмеяться, да так сильно, что на это не могла не обратить внимание психонейроиммунология. Реакция иммунной системы на смех прямо противоположна реакции на стресс. Любители похохотать действительно реже болеют - это научно доказанный факт. Одно из исследований даже показало, что младенцы смешливых матерей значительно реже болеют ОРВИ!

Хохочите до упада давления!

Хохот можно назвать "внутренней пробежкой". Как и во время обычной утренней пробежки, давление сначала подскакивает, а затем постепенно опускается ниже предшествующего тренировке уровня. Конечно, не стоит экспериментировать при очень высоком артериальном давлении - смех все же не относится к средствам интенсивной терапии...

Высмеивайте легкие до конца!

По сути дела смех - это дыхательная гимнастика. Для него даже есть санскритское название: хасья-йога. "Хо-хо" идет из живота (от диафрагмы), "ха-ха" - от сердца, из грудной клетки, "хи-хи" - от... третьего глаза. В идеале, конечно, надо бы освоить и разработать все эти разновидности смеха, но наибольшее терапевтическое значение на сегодняшний день приписывают именно глубокому смеху - хохоту.

От смеха тает сахар!

Смех уже давно прописывают как средство преодоления стресса (научно доказано, что он подавляет выработку четырех основных гормонов стресса). Недавно японские ученые выяснили, что смех непосредственно влияет и на уровень сахара в крови.

Как бы то ни было, смейтесь для профилактики и лечения! Это лекарство распространяется бесплатно, передается по воздуху, а единственное побочное действие - хорошее настроение.

Швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг утверждал, что «часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется разум». На этом свойстве спонтанного выражения сознания и основана песочная терапия, признанная сегодня во всем мире перспективной «игрой» для самовыражения ребенка. Очень часто ребенок не может рассказать нам о своих мыслях и эмоциях, но он может сделать это при помощи песочных картин.
Метод sandplay (дословно - песочная игра) пока мало известен в России. Это необычная техника, благодаря которой ребенок строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок. Он с удовольствием использует миниатюрные фигуры людей, животных, деревьев, зданий, автомобилей, мостов… В процессе игры ребенок может смешивать песок с водой, формировать холмы, горы, создавать влажные ландшафты. При этом малыш выражает на песке то, что спонтанно возникает в его сознании. Другими словами, ребенку на час предоставляется неведомая вселенная, внутри которой он может создавать свой индивидуальный мир.
- Песочная терапия - это уникальная возможность исследовать свой внутренний мир с помощью множества миниатюрных фигурок, подноса с песком, некоторого количества воды - и ощущения свободы и безопасности самовыражения, возникающей в общении с психологом. Это возможность выразить то, для чего трудно подобрать слова, соприкоснуться с тем, к чему трудно обратиться напрямую, увидеть в себе то, что обычно ускользает от сознательного восприятия.
Песочная игра - это самый органичный для ребенка способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстраивать отношения, и способ привычный, хорошо знакомый, это его реальность. Малыш играет в то, что у него «болит». Отыгрывая свои эмоции, ребенок каждый раз сам себя лечит. Родители должны быть рядом, поддерживать его в процессе «самолечения» и делать для себя выводы о том, что беспокоит их сына или дочку в данный момент. Очень важно обратить внимание, будет ли сыгранная им сценка агрессивной или, напротив, ласковой. В России методика терапии пока не очень популярна. Песочная или песчаная терапия — это один из современных методов психотерапии, применяемый как в детской, так и во взрослой практике. Она может применяться как монотерапия (самостоятельная техника, единственная в курсе лечения), а также в сочетании с другими психотерапевтическими методами, такими как арттерапия, символдрама, анатомические техники.

Трудно сказать, где кроются истоки песочной терапии. Одни говорят, что метод берет начало от игр на берегу озера в поместье самого Карла Густава Юнга, корифея психоанализа. Во время размышлений и прогулок он любил создавать из прибрежных камней и песка целые замки, города и страны. При этом он говорил, что это помогает ему размышлять. Другие считают, что идея принадлежит Доре и Мартину Комор, которые, в свою очередь ссылаются на Маргарет Логенфельд и ее книгу "Игры на полу".
Но в то же время, каждый из нас в детстве играл в песочнице или строил замки на песке у моря и чувствовал себя счастливым творцом, Демиургом, Создателем в первые дни творения.
В наше время бешеных скоростей, события, переживания, ситуации сменяются ежеминутно, как картинки в калейдоскопе. Каждая из этих картинок, даже самая приятная, становится источником стресса. Песочная терапия дает возможность прикоснуться к своему глубинному подлинному Я, восстановить свою психическую целостность.
Для детей — это игровой, веселый, не требующий напряжения способ рассказать о своих проблемах, показать свои страхи, преодолеть эмоциональное напряжение. Ведь игра для ребенка — это любимая и нужная деятельность.
Не секрет, что язык бессознательного — это образы. Словесное, вербальное общение сильно искажено внутренней цензурой. Например, предложение порисовать, сделанное пациенту, иногда приводит к страху оценки. Все мы, когда учились рисовать, сталкивались с несоответствием внутреннего образа с тем, что получается на бумаге. И тогда человек при работе с психотерапевтом отказывается рисовать.
Но, к счастью, игры в песочнице погружают нас в такие глубокие, давние слои нашей психики, когда оценки не были для нас так актуальны. Мало кто может устоять перед соблазном творческого самовыражения в хорошо замкнутом пространстве психотерапевтического кабинета, в специально отведенный, украденный у реальности час.

Использование манки в арт-терапевтической работе



Работа с манкой наряду с изучением психических состояний личностидает возможность для исследования межличностных и групповых коммуникативных процессов. Ее можно использовать на любом этапе арт-терапевтической работы (в соответствии с целями и составом участников) в системе других арт-терапевтических занятий.
В процессе работы с манкой актуализируются ранние детские воспоминания. У большинства людей с детством связаны самые радостные эмоции и чувства, в то же время оно является областью неосознанного, не проанализированного, порой даже запретного. Возвращение к детству дает возможность объяснить многие причины нашего поведения, поступков, позволяет более глубинным пластам бессознательного перемещаться на уровень сознания, открывает новый взгляд на настоящее и будущее. Из детства человек черпает свой энергетический потенциал. Обращение к теме детства снижает степень контроля, уменьшает тревожность и влияние социальных стереотипов. Общение происходит на уровне Я – Я (я-ребенок, я-взрослый). И в этом случае я-ребенок может выступать той силой, ресурсом, который необходим я-взрослому.
Предлагаемая арт-терапевтическая техника, основанная на работе с манкой, способствует развитию коммуникативных навыков, творческого воображения, спонтанности в выражении эмоций и чувств, поиску собственных энергетических ресурсов.
Она подходит для работы со всеми возрастными группами. Кроме того, обладает большим диагностическим потенциалом.
Материалы. Цветная и неокрашеннаяманнаякрупа, цветной картон, стекла, цветные мелки (для окрашивания манки).

Основные этапы:


1. Настрой.
Цель: создание положительного эмоционального фона, атмосферы доброжелательности, доверия, общности.
Участники садятся в круг и пересыпают друг другу из рук в руки «волшебное» вещество (манку), высказывая при этом пожелание группе. Это может быть пожелание хорошего настроения всем присутствующим, кому-то отдельно (если участники группы уже знакомы) или самому себе.
Данное упражнение можно использовать на начальном этапе арт-терапевтического цикла с целью знакомства.
2. Индивидуальная работа.
У каждого участника имеется набор цветной манки и цветного картона. Цветовая гамма материалов может варьировать, однако с точки зрения диагностики целесообразно использовать в работе восемь люшеровских цветов.
Каждому из присутствующих предлагается выбрать картон нужного формата и манку понравившегося цвета и повзаимодействовать (для детей – поиграть) с этим материалом на листе картона любыми способами. При этом место, положение в пространстве кабинета и количество времени каждый участник вправе определять сам.
Процесс первичного взаимодействия с манкой дает возможность узнать новые свойства крупы как изобразительного материала в арт-терапии (подробно о них смотрите в комментариях). Наблюдая за работой участников и полученным продуктом необходимо обратить внимание на следующие особенности:
- сочетание цветов картона и манки;
- манипуляции с материалом (засыпание поверхности, растирание, подбрасывание, рисование одной или двумя руками, рисование всей ладонью или пальцами и др.);
- количество расходуемого материала. Этот показатель может свидетельствовать об энергетических ресурсах, самооценке личности (чем больше манки - тем выше уровень) или указывать на возраст автора. Дети, как правило, используют большее количество, по сравнению с взрослыми. Это связано с тем, что самопрезентация у детей несколько выше, отсутствуют или еще не сформированы социальные паттерны поведения и дети более открыты в проявлении эмоций;
- получившийся образ. Создание конкретного образа свидетельствует о стремлении контролировать свои действия, эмоции и чувства, возможно отсутствие гибкости во взглядах, ригидность. Конкретные образы могут также являться воспоминаниями или проблемами, актуализированными в данный момент. Наличие абстрактных образов может означать уход от проблем, или в них заключается бессознательное содержание, для осознания которого требуется аналитическая работа.
3. Работа в парах.



Участники рассматривают работы друг друга и объединяются в пары по принципу созвучности («комплиментарности»), противоположности («компенсации») или дополнения образа в зависимости от целей занятия, состава и возраста участников.
Пары занимают комфортное для работы место в пространстве кабинета, выбирают стекло нужного формата и располагают его на плоскости удобным для себя образом. Каждый использует манку того цвета, которым он уже работал на предыдущем этапе или вновь выбранного. Цвета манной крупы при взаимодействии в паре не должны совпадать.
Участникам предлагается взаимодействовать друг с другом с помощью этого материала. Следует отметить, что во время работы нельзя разговаривать и смотреть в глаза партнеру. Сюжет, замысел и способы работы заранее не обсуждаются.
Наблюдая за процессом работы, психологу очень важно отметить основные моменты взаимодействия партнеров: разделяют пространство или воспринимают его как общее, есть ли грани соприкосновения и какой характер они носят (борьба двух цветов, доминирующее положение одного, работа цветом партнера, смешение цветов, границы соприкосновения только намечены или вовсе отсутствуют), получен один общий образ или несколько самостоятельных, исходные и конечные точки работы партнеров (начало взаимодействия, инициатор взаимодействия и ответные действия), как расположен полученный образ относительно пространства и самих участников (в центре стекла или смещен, в чью сторону произошло смещение и по каким причинам) и, конечно, количество и цвет используемого материала.
Кроме того, в процессе работы участники могут добавлять или уменьшать количество манки. Добавление может говорить о том, что человек чувствует необходимость продолжения взаимодействия, потребность реализовать себя в полной мере или стремлении занять лидерскую позицию. Уменьшение количества вещества (манки) зачастую свидетельствует об уходе, ограничении или нежелании контакта, боязни взять на себя ответственность за совместные действия, либо желание оказать поддержку партнеру, иногда даже предоставляя ему возможность стать лидером в отношениях. Иногда при создании общей гармоничной композиции, когда между партнерами существует полное взаимопонимание, участники убирают некоторое количество материала, поскольку оно становится лишним и может лишь испортить получившееся произведение. Как правило, это происходит в конце работы или после ее завершения.
4. Этап вербализации.
Участники попарно садятся в круг. Стекла желательно разместить в центре круга на столе так, чтобы всем присутствующим было видно,и каждая пара участников сидела напротив своей работы.
По желанию, пары обмениваются мнениями, как происходило общение, получилось ли у них сотрудничество, насколько их действия были согласованы. С помощью корректных вопросов психолог уточняет, кто первым выбирал цвет манки, кто был инициатором взаимодействия, как чувствовали себя участники во время совместной работы, какие новые возможности (перспективы) в общении они увидели для себя, удовлетворены ли они процессом и результатом и т.д. Можно попросить участников сравнить свое эмоциональное состояние в процессе индивидуальной работы и в парах, когда они чувствовали себя более свободно, уверенно, в чем это проявлялось, где удалось реализовать себя полностью, и какие ожидания не оправдались. Важно дать возможность высказаться всем участникам, построить систему направляющих вопросов таким образом, чтобы они наиболее полно способствовали самораскрытию и самопознанию.
Иногда в процессе беседы выясняется, что участники не воплощают свою идею из-за неуверенности и страха обидеть партнера (при этом произведение выглядит гармонично). Такая деликатность не позволяет раскрыться отношениям в полной мере. В этом случае остается неудовлетворенность работой, которая кажется незавершенной. Тогда необходимо предложить участникам внести изменения в эту композицию или создать новую, в которой они смогут достигнуть большего взаимопонимания. К повторному взаимодействию следует обращаться и в случае конфликта, конфронтации, при непонимании замысла партнера или нежелании идти на контакт (каждый воплощает свою идею), которые сопровождаются негативными эмоциями, а иногда и проявлениями агрессии. Для повышения терапевтического эффекта следует задать тему с негласной установкой на сотрудничество. В зависимости от решаемых задач темы можно варьировать, давая возможность участникам оказываться в различных ситуациях взаимодействия, приобретать новые способы коммуникации.
6. Заключительный этап.
Присутствующие вновь обращаются к «волшебному» веществу, с которым работали на этапе настроя. Руководитель предлагает каждому взять частичку этого вещества, «заряженного» общей энергетикой группы и проговорить вслух, что бы он хотел взять в будущее.
Пожелание может носить комплементарный характер, являясь внутренним ресурсом личности, или выполнять компенсаторную функцию, указывая на то, к чему человек стремится и чего ему не хватает в данный момент.
Комментарии
Разнообразие форм работы с манной крупой обусловливает ее применение во многих отраслях психотерапии (семейной, групповой и других).
Отметим некоторые специфические возможности (особенности) применения манки. Во-первых, являясь пищевым продуктом этот материал безопасен в работе с маленькими детьми, пациентами, страдающими нарушениями психики, которые могут по неосторожности взять ее в рот. Во–вторых, общедоступна в любое время года и является относительно дешевым продуктом. В-третьих, это сыпучий материал, который слабо поддается контролю и предполагает непосредственную работу руками, давая приятные кинестетические ощущения. В то же время, ее слабая структурированность и контролируемость побуждает к созданию нетипичных спонтанных образов. Ее нетривиальное использование способно вызвать эмоционально насыщенные, иногда неожиданные образы. Вместе с тем именно в слабой структурированности и отсутствии пластичности заключаются недостатки манной крупы: образ может разрушиться вопреки желанию автора.В-четвертых, разнообразие способов манипуляций материалом (можно насыпать, растирать, разглаживать, подбрасывать и т.д.) способствует большему проявлению спонтанности, творческому самовыражению, свободе трансформации (можно многократно исправлять создаваемый образ), снятию когнитивных установок, полету творческой энергии и фантазии, поскольку работа с ней не требует специальных умений и отсутствует навык научения. В-пятых, известно, что чем менее стереотипны ситуации, тем ярче проявляется личность, поэтому работа с неструктурированными материалами это наиболее короткий путь к проявлению бессознательного (в том числе и коллективного) в наиболее доступной форме.
Использование манки в психотерапевтической работе с тревожными, застенчивыми, робкими детьми обладает большим терапевтическим потенциалом. Эти дети избегают открытых эмоциональных проявлений, боятся выглядеть «не так» в глазах сверстников или взрослых. Страх совершить ошибку и тем самым разочаровать окружающих, заставляет их замыкаться в себе, подавлять свои желания и стремления к деятельности. Работа с манкой снижает уровень тревоги, поскольку ребенок имеет возможность в любой момент исправить созданный образ («исправить ошибку»), а также выводит его на новый уровень общения, возможно более приемлемый и доступный на данный момент.
Работа с манкой эффективна и при коррекции разнообразных страхов. В данном случае ребенок на символическом уровне может избавиться от страха, превратить его в нечто незначительное или смешное.
Предлагаемая методика является одной из цикла арт-терапевтических занятий по работе с манкой, направленных на исследование не только внутреннего мира человека, но и системы его отношений с миром. Она может быть расширена за счет применения и других упражнений в соответствии с поставленными задачами, возрастом и личностными особенностями участников. Ее применение будет полезным как в индивидуальной (клиент – психолог), так и групповой работе. Надеемся, что использование данной методики поможет работе психологов, психотерапевтов и учителей.






Арттерапия
(лечение искусством) является относительно новым направлением в психотерапии. Это один из методов психологической работы, когда возможности искусства используются для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека. Арттерапия основывается на предположении, что человек может отражать свой внутренний мир в визуальных образах. В свою очередь, грамотный психотерапевт, используя методики арттерапии, поможет пациенту избавиться от многих подсознательных негативных процессов, таких как страх, чувство отверженности, неприятные воспоминания детства, конфликтные переживания и т.д. Приемы арттерапии позволяют уменьшать психоэмоциональное напряжение и раздражительность, проводить профилактику подобных нарушений и повышать жизненный тонус.
В настоящее время арттерапия используется не только в больницах и клиниках, но и в других условиях в качестве самостоятельной формы терапии. Предоставляя возможность самовыражения и самопознания, арттерапия помогает человеку более гармонично развиваться. Кроме того, она дает социально приемлемый выход агрессии и другим негативным чувствам.
В лечебных целях часто используют рисование и лепку, а также другие виды творческой деятельности, так как эти виды искусства являются безопасными способами снятия напряжения. Также существуют такие разновидности арттерапии, как музыкотерапия, сказкотерапия, телесно-ориентированная терапия и т.д. Ведь подсознательные конфликты и внутренние переживания человеку порой легче выразить с помощью зрительных образов, а не просто в разговоре с психотерапевтом. Кроме этого, занятия рисованием и лепкой способствуют улучшению координации движений, формированию чувства внутреннего контроля и порядка (согласитесь: для того, чтобы нарисовать даже самую простую картину, человеку нужно определить, какие цвета и в каком порядке он будет использовать, то есть опять же речь идет о внутренней самоорганизации). Когда человек получает конечный продукт своей деятельности (рисунок, изделие), у него возникает чувство удовлетворения оттого, что проявились его скрытые умения, а это в свою очередь вызывает ощущение собственной личностной ценности. Хотя, конечно, для арттерапии более важен сам процесс, нежели конечный результат.
Большое значение имеет арттерапия при работе с трудными или психически травмированными детьми. Она предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию или какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.
Для проведения сеансов арттерапии существует только одно противопоказание: отсутствие опыта у руководителя группы. Это связано с тем, что арттерапия может вызвать у человека сильные чувства и привести к высвобождению опасных эмоциональных импульсов, что может травмировать психику особо чувствительных людей.
Различают два основных типа арттерапии: пассивная (когда для лечения используется уже существующее произведение искусства и пациент его анализирует и интерпретирует) и активная (когда творит сам пациент – в этом случае как основной лечебный фактор рассматривается сам акт творчества). Зачастую оба типа арттерапии применяют в комплексе.
Полина СурковаImage














В.С. Юркевич

Что такое арттерапия?


Арттерапия - это буквально лечение искусством. Само название появилось не так давно, где-то несколько десятилетий назад. А вот сама арттерапия известна, судя по всему, с самых ранних этапов человеческой истории. Сама по себе магия, помогающая тем, кто в нее верит, есть в значительной мере именно лечение искусством ( хотя и не только). Заклинания, сильно, как хорошее художественное произведение действующие на воображение, сама фигура мага, заклинателя тоже очень живописная… словом, все ясно.
Лечатся собственным искусством сами творцы, настоящие художники, писатели, музыканты.
Терапия искусством бессознательно применяют и самые обычные, не занимающиеся художественной деятельностью, взрослые, и в особенности дети. Ребенок, придя из сада, хватает фломастеры и рисует что-то черное и бесформенное. Воспитательница обошлась с ним грубо и несправедливо. Ему плохо, и он пытается сбросить с себя эту обиду, возмущение, растерянность своими «калякой-малякой». Это активный и очень нужный вариант арттерапии.
Кстати, любая графомания одной из причин имеет не только, а часто и не столько желание прославиться, а именно самолечение творчеством.
Какая деятельность может быть арттерапией?

Лечит любая творческая деятельность- и прежде всего собственное творчество, как бы ни было оно примитивно и упрощено. Любое рисование, фантазирование, конструирование, просто даже придумывание и шитье платьев -это тоже лечение и эффективное в той мере, в какой девочка сама придумывает» «фасончики» для платья.
Есть и более пассивные способы лечения. Ребенок пристает, требует, умоляет рассказать ему сказку и, погружаясь в вымышленный мир волшебников и зверей, понемножку справляется со своими бедами и тревогами. Это тоже лечение искусством, может быть менее эффективное, чем активные методы, но зато куда более доступные.
Внимание
. У многих родителей есть почему-то мнение, что тревожному, взбудораженному ребенку нельзя читать страшные сказки, не нужно допускать никаких страстей. Трудно сказать. Опыт показывает, что иногда лечит и вымышленный страх. Ребенок как бы тренирует свое восприятие страшных ситуаций и уже легче справляется с трудными ситуациями в реальности.

Какие виды творчества наиболее эффективны?

Эффективны все виды творчества, но чаще всего такими лечебными свойствам в наибольшей степени обладает рисование, причин здесь много - и большая доступность этой деятельности , и ее , скажем, большая близость к реальности ( в сравнении , например, со стихами и музыкой). Рисование, регулярное , ежедневное, с элементами фантазии необходимо всем детям без всякого исключения. И, кстати, если ребенок не хочет рисовать -это само по себе уже некоторый симптом не вполне благоприятного развития личности, который необходимо проанализировать с опытным психологом.
Весьма важны в этом смысле чтение - как пассивный вариант арттерапии и сочинение, придумывание историй - как его активный вариант. В этом смысле и так называемая ложь ребенка иногда может выступать как момент активной самопсихотерапии. Помните знаменитый фильм, «Ох, уж эта Настя», где девочка все время что-то выдумывала. Ее называли обманщицей, врунишкой, а девочка просто-напросто создавала себе новую, яркую реальность, преодолевая свою неудовлетворенность жизнью и решая этим свои личностные проблемы.


Каким детям нужна арттерапия?

Всем. И одаренным, и самым обычным. Артерапия снимает у любого ребенка и, кстати, взрослого самые разные проявления нестабильности настроения, ситуативной тревоги любые другие естественные проявления трудностей бытия. ( как хорошо было бы провести мощную арттерапию для всего нашего народа- хоть немножко мы перестали паниковать и пришли бы в норм

Просмотров: 583 | Добавил: ikesst | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Мини-чат
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 0
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Март 2013  »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz